Фольклор в джазе: история становления, тенденции развития на примере биг-бэнда 2-й п. ХХ ст.
По общему мнению джаз изначально репрезентирует народную музыку США, демонстрируя опору на различные по своей национальной принадлежности истоки – англо-кельтские, франко-романские, афро-американские. Последние представляют наибольший интерес, поскольку являются наиболее экзотичной составляющей фунда-мента, возникшего на рубеже ХIX-XX-го столетий джаза. Неслучайно в первый на русском языке сборник работ зарубежных авторов «Джаз-банд и современная музыка», посвященный этому жанру и опубликованный в СССР в 1926 году, были включены статьи австралийского фольклориста Гренджереа П. О. «Народные истоки джаза» [3] и французского композитора Дариуса Мийо «Развитие джаза и северо-американская негритянская музыка» [9].

История становления и тенденции развития в джазе фольклора на примере биг-бэндовой практики 2-й половины ХХс.

Ныне широко известным является активное участие в становлении этого жанра различных в социальном, расовом и национальном отношении групп населения (белых, черных, креолов, мулатов, метисов). Наиболее интенсивно происходил этот процесс в южных районах США, на что указывают такие исследователи джаза как И. Э. Берендт, Дж. Л. Коллиер, А. О’дэир, Ю. Панасье, М. Стирнс (см. библиографию данной статьи). Лишь Валентина Конен [7; 8] указывает на более ранний этап активно-го взаимодействия, начало которого пришлось на ХVIII-е столетие и обозначилось на островах Карибского бассейна.
Именно там впервые произошла встреча латинской (в частности испанской) культуры и художественного опыта западноафриканских народов (ХVI-XVII ст.). Впоследствии опыт взаимопроникновения различных культур отличает и континентальную практику, ярче всего, будучи представленным в районе французской колонизации Северной Америки (нынешние штаты Луизиана и Алабама).
Встреча испанской и африканской культур преобразовалась в латино-американскую
В ходе эволюции джаза актуализуется и его связь с фольклором иного происхождения, неадаптированного в США. Предпосылкой этому, как правило, служили непосредственные контакты американских джазменов с представителями народного искусства различных стран. Первой ласточкой такого рода стало совместное музицирование американцев с кубинскими музыкантами, прибывшими в ряд городов северо-запада США по окончании второй мировой войны. Как известно, миграция в США носит постоянный характер и, хотя она далеко не всегда стимулирует возникновение ярких художественных явлений в области культуры, но в данном случае именно так и произошло.
Возникла целостное стилевом направление в рамках анализируемого нами жанра, а именно, – «афро-кубинскй джаз».
Согласно сведениям, приводимым в справочной литературе, в частности, в словарях И. Вассербергера, В. Н. Откидыча и В.С. Симоненко в данном направлении соединяются «признаки джазовой музыки 40-х годов (свинга, би-бопа) с народной кубинской музыкой» [11; 15; 23;]. При более внимательном изучении процесса формирования афро-кубинского джаза обращает на себя внимание тот факт, что обусловливающем моментом в этом вопросе явились не столько имманентно присущие жанру потребности в обновлении, сколько «внемузыкальные» причины, связанные с кардинальным изменением политической ситуации на Кубе по окончании второй мировой войны, вызвавшей массовую миграцию на континент.
К тому же в США именно в это время начала коренным образом меняться конъюнктура рынка в связи с демобилизацией армии, перераспределением рабочей силы, видоизменением шоу-индустрии. –  В частности,
стал резко падать интерес к биг-бэндовой музыки, что заставило оркестровых лидеров искать новые пути развития. Одним из них, достаточно плодотворным, как продемонстрировали дальнейшие события, оказался «контакт» с вновь прибывшими музыкантами. Среди них было немало прекрасных музыкантов в частности исполнителей на ударных инструментах (в частности Кандидо, Мачито, Чано Позо, Чучо Валдес).
Заметим, что они не являлись конкурентами традиционным джазовым барабанщикам – представителям так сказать «джазовой кухни», то есть установки (состоящей: из большого, малого барабанов + альт и бас-томы, большой тарелки и хай-хет) поскольку играли преимущественно на (бонгах, конгах, марáкасах, реко-реко и тимбалесе). Как следствие игру первых обозначают английским словом – «drums», а вторых – percussion.

Также подчеркнем тот факт, что традиционные ударники работают, как правило, с помощью палочек различных видов, а перкуссионисты, как правило, непосредственно руками (ладонями, пальцами). Иными словами, в джазовом биг-бэнде произошло совмещение drums и percussion приведшее ко всем заметному расширению ритм-группы, что на наш взгляд, является производным и чрезвычайно важным к обновлению и обогащению ритмической основы джазовой музыки. Последний факт зафиксирован в выше указанной литературе.

Группа ударных инструментов percussion
См. продолжение статьи "Фольклор в джазе: Ритмы кубинской «румбы» и её последователей - часть 2" >>

Библиография.


  1. Баташев А. Советский джаз. Исторический очерк – М.; Музыка, 1972 – 176 с.
  2. Браславский Д. Аранжировка для эстрадных ансамблей и оркестров – М.; Музыка, 1974. – 392 с.
  3. Грэнджер П. О. Народные истоки джаза // Джаз-банд и современная музыка Сб. ст-й. – Л.: Academia.1926 – с. 12 – 20.
  4. Гусев В. Е. Фольклор как элемент культуры // Сборник по мат. симпозиума АН СССР Искусство в системе культуры – Л.; «Наука», 1987. – с. 36 — 41.
  5. Коллиер Дж. — Л. Луи Армстронг – Американский гений – М.; Радуга, 1987. – 424 с.
  6. Коллиер Дж. — Л. Становление джаза – М.; Радуга, 1984. – 392 с.
  7. Конен В. Пути развития американской музыки. Очерки по истории музыкальной культуры США – издание 3-е переработанное – М.; «Сов. композитор», 1977. – 447 с.
  8. Конен В. Рождение джаза / Издание 2-е – М.; Сов. Композитор, 1990. – 320 с.
  9. Мийо Д. Развитие джаза и северо-американская негритянская музыка//Джаз-банд и современная музыка Сб. ст-й. – Л.: Academia.1926 – с. 21 – 31.
  10. Овчинников Е. В. История джаза / Выпуск 1 – М.; Музыка, 1994. – 240 с.
  11. Откидач В. М. Музична естрада: Словник – Харків, Видавець І. В. Якубенко, 2004.– 445 с. 445
  12. Панасье Ю. История подлинного джаза – Ленинградское отд.; Музыка, 1978. – 131 с.
  13. Петров А. Джазовые силуэты – М.; Музыка, 1996. – 239 с.
  14. Пистон У. Оркестровка – М.; Сов. Композитор, 1990. – 464 с.
  15. Симоненко В. Лексикон джаза – К.; Муз. Україна, 1981. – 112 с.
  16. Словарь иностранных слов / 14-е изд., испр. – М.; Русский язык, 1987. – 608 с.
  17. Степурко О. Трубач в джазе – М.; Сов. Композитор, 1989. – 207 с
  18. Фейертаг В. Джаз. ХХ век. Энциклопедический справочник – СПб.; Скифия, 2001. – 564 с.
  19. Юцевич Ю. Словарь музыкальных терминов – К.; Муз. Україна, 1988. – 263 с.
  20. Berendt I. E. Od raga do rocka – Kr.; PWM, 1979. – 539 p.
  21. Stearns M. The Story of Jazz M. Stearns – N. Y.; Oxford University Press, – 367 p.
  22. Tanner P. O. W. Jazz P. O. W. Tanner , D. W. Megill, M Gerow – 7 ed. – Dubuque: Brown, 1992. – 228 p.
  23. Wasserberger I. Jazzovy slovnik I. Wasserberger a kolektiv – Bratislava Šlátne hudobné vydavateĽ, 1966. – 351 str.