Отличительные особенности биг-бендовой игры от других форм джазового музицирования, при заметно расширенной численности музыкантов в оркестре (от десяти до двадцати человек), заключалось в ином распределении функций между инструментами, объединявшимися в группы.
Эра свинга: первые биг-бэнды, особенности стиля и исполнительства
Оркестр делится на две основные секции: ритм-секция: барабан; контрабас (на ранней стадии туба); фортепиано; гитара (или банджо) и духовая, которая в свою очередь разделялась на две группы: деревянные (саксофоны – сопрано, альт, тенор, баритон; заменяемые кларнетом и флейтой) и медные с двумя подгруппами: трубы, тромбоны.
Вся оркестровая вертикаль выглядит так: на фоне ритмической пульсации (ритм-секции), с определяющей функциональной основой всего произведения, звучит гармоническое наслоение духовой секции. В основе лежит принцип сопоставления между секциями, группами, подгруппами и также смешанными разнотембровыми группами. Исполнительские качества лидера каждой группы или подгруппы приобретают очень важное значение, их тембр является определяющим для всей группы, штрихи и различные нюансы при исполнении служат ориентиром для остальных музыкантов. Высокие требования также предъявляются не только к солистам, но и сайдмена (музыкант в оркестре), требуется владеть школой игры в биг-бэнде, умение слиться в группе и хорошо чувствовать общий баланс в группе и всего оркестра.
Золотая эра биг-бэндов
Рассвет эры свинга приходится на 1935 — 1945 года. Многие исследователи отправной точкой популярности и буквально — поголовного увлечения свингом называют 1934 год. В марте, которого Бенни Гудмен и его брат Гарри организовывают высокопрофессиональный коллектив, в конце года уже регулярно выступающий на радио в передаче Давайте танцевать. С помощью одного богатого предпринимателя, большого поклонника джаза, Гудмен приобретает аранжировки у Флетчера Хендерсона, настолько дерзких по сравнению со слащавыми пьесами того времени, с заметно отличающимся более жестким саундом (звучанием), что сам Флетчер со своим оркестром не решался их играть. Но на оркестр Гудмена публика все же обратила внимание. В дальнейшем это, в общем, то и определило стиль игры оркестра. Вдохновленный успехом, он решается на гастрольную поездку по Соединенным штатам. В конце этого не удачного турне, как выяснилось в последствии, музыканты прибыли в Голливуд, в самый знаменитый на Западном побережье дансинг Паломар, где их уже поджидала огромная очередь. Выступление начали с популярных мелодий, но публика осталась к ним равнодушной. И тогда Гудмен решил: умирать – так с музыкой, но с той, которую они хотели играть. И грянул настоящий джаз.
Свинговые, как их стали называть, оркестры начинают стремительно расти. Ведущие солисты джаза бросали работу и создавали свои ансамбли Банни Беригена, Лайонела Хемптона, Харри Джеймса и Джина Крупа – из оркестра Гудмена; Рея МакКинни – из оркестра Дж. Дорси; Сонни Данхем – из оркестра Каса Лома; Рея Энтони и Билли Мэя – из оркестра Глена Миллера. В 1937 году количество таких ансамблей исчислялось десятками, в 1939 – сотнями (Г. Авчинников История джаза). После отмены сухого закона и тяжелого экономического кризиса очень важную роль в популяризации свинга и всего джаза сыграло радио, печатная, нотная промышленность и также индустрия развлечений, вышедшая на новый рубеж своего развития.
По окончании периода меланхолии публика требовала искусства искреннего, открытого, эмоционального и конечно противоположного тому, которое существовало с названием свит-музыка – усыпляющего, неторопливого, слащавого. Джаз и оказался той противоположностью прочно вписавшейся в потребности того времени, с яркими представителями эпохи свинга. В начале своего исторического пути оркестры свингового направления делились на белые и черные. Лишь в последствии, с переосмыслением расовых предрассудков и выходом афро-американской культуры на новый уровень общественного восприятия, создавались смешанные коллективы, в которых рядом играли и черные, и белые музыканты.