Начало статьи: >> "Фольклор в джазе: история становления, тенденции развития - 1 часть" Продолжение: >> "Фольклор в джазе: тенденции становления афро-кубинского стиля - 2 часть"
- Все больше распространяется традиция освоения джазом ранее неизвестных южно-американских танцев. (Показательным в этом отношении явилось выступление на московском фестивале 2003 года «Джаз в Эрмитаже» «Аргентинского квартета» с развернутой программой под названием «Танго в джазе»).
- Вторая тенденция исторически обозначилась позже – примерно с середины 70-х годов, причем, будучи представленной двумя разновидностями.
композиции «Фиеста» (исп. «La Fiesta») и «Испания» (англ. «Spain») стали символами данного направления, получившего название «латиноамериканский джаз» (англ. «Jazz Latinos»).
Южно-американский и испанский фольклоры (фламенко) в латиноамериканском джазе на примере биг-бэнда ХХ ст.
О жизненности данного материала свидетельствует, в частности, неоднократное обращение к нему в ходе последующей эволюции жанра.1. «La Fiesta» — квартет Стена Гетца и Чик Кории
2. «La Fiesta» — биг-бэнд Мейнарда Фергусона
Восьмитактовое вступление у ритм-группы выглядит непосредственной подготовкой к грандиозному событию. Оркестровое «tutti» знаменует начало собственно «La Fiesta», задавая общий тон празднику. О его «параметрах» можно судить по все увеличивающемуся числу участников («импровизаторов») с постепенным сокращением промежутков между мелодическими линиями, что в немалой степени способствует возрастанию уровня интенсивности. Схематически это выглядит чередованием группы труб (с 5-го такта с солистом), группы саксофонов (так же с солистом), поле чего вступает медная группа в целом (с 9-го такта с солистом), после чего делается акцент непосредственно на противопоставлении солиста и всего оркестра. Подобная драматургия вызывает ассоциацию с типичной для испанского праздника, многократно повторяемой во всех без исключения городах Испании картиной гона привезенных быков по улицам города из порта в театр и бегущими впереди них людьми. Таким видится развитие в рамках композиции вплоть до первой кульминации, после чего следует «развязка», фиксирующая момент торжества удовольствия от непосредственного участия в этом действии (раздел бридж англ. «bridge» или часть В).
Все последующее развитие напоминает непосредственно о корриде, Рифовое движение у бас-гитары (квинтами) на фоне ритмического рисунка «percussion» в стиле «flamenco», динамический контраст, ассоциируются с обстановкой ее начала. В роли «матадоров» выступают соло тромбона, клавишных и трубы, в завершении начинающие перекликаться друг с другом, создавая ощущение «борьбы». Импровизация тром-бона длится меньше на 32-а такта, чем у клавишных, между ними существует связка, четко разграничивающая двух «тореадоров», начинающего действие и продолжающего его. Своеобразным после этого активного диалога выглядит каденционное соло труб, предающее ощущение всеобщей усталости и легкой грусти в связи с приближением завершения корриды, но далее на фоне «выплывающего» (за счет повышения уровня звуковой динамики) дробного барабанного рифа оно преодолевается, подводя нас к финальному торжеству – третьей кульминации , после чего, звучит уже знакомая по «bridge» (часть В) «развязка». Логика всего последующего развития убеждает нас в естественности завершения «La Fiesta» ликующем, торжествующем оркестровым «tutti», основой которого составляют взаимодополняющие тематические линии 3-х групп мелодической секции и солиста «триумфатора», подводящие нас к последней кульминации.
Описанное нами многоэтапное развитие, в рамках композиции Мейнарда Фер-гусона, является свидетельством значительно расширившихся возможностей «джаз-латинос» в ходе его эволюции. Но данным направлением отнюдь не исчерпывается опыт освоения джазменами фольклора.
[Su_spacer]
См. продолжение статьи "Фольклор в джазе: европейский и славянский фольклор - часть 4" >>
[Su_spacer]
Библиография.
- Баташев А. Советский джаз. Исторический очерк – М.; Музыка, 1972 – 176 с.
- Браславский Д. Аранжировка для эстрадных ансамблей и оркестров – М.; Музыка, 1974. – 392 с.
- Грэнджер П. О. Народные истоки джаза // Джаз-банд и современная музыка Сб. ст-й. – Л.: Academia.1926 – с. 12 – 20.
- Гусев В. Е. Фольклор как элемент культуры // Сборник по мат. симпозиума АН СССР Искусство в системе культуры – Л.; «Наука», 1987. – с. 36 — 41.
- Коллиер Дж. — Л. Луи Армстронг – Американский гений – М.; Радуга, 1987. – 424 с.
- Коллиер Дж. — Л. Становление джаза – М.; Радуга, 1984. – 392 с.
- Конен В. Пути развития американской музыки. Очерки по истории музыкальной культуры США – издание 3-е переработанное – М.; «Сов. композитор», 1977. – 447 с.
- Конен В. Рождение джаза / Издание 2-е – М.; Сов. Композитор, 1990. – 320 с.
- Мийо Д. Развитие джаза и северо-американская негритянская музыка//Джаз-банд и современная музыка Сб. ст-й. – Л.: Academia.1926 – с. 21 – 31.
- Овчинников Е. В. История джаза / Выпуск 1 – М.; Музыка, 1994. – 240 с.
- Откидач В. М. Музыкальная эстрада: Словарь — Харьков, Издатель И. В. Якубенко, 2004.- 445 с. 445
- Панасье Ю. История подлинного джаза – Ленинградское отд.; Музыка, 1978. – 131 с.
- Петров А. Джазовые силуэты – М.; Музыка, 1996. – 239 с.
- Пистон У. Оркестровка – М.; Сов. Композитор, 1990. – 464 с.
- Симоненко В. Лексикон джаза — К .; Муз. Украина, 1981. — 112 с.
- Словарь иностранных слов / 14-е изд., испр. – М.; Русский язык, 1987. – 608 с.
- Степурко О. Трубач в джазе – М.; Сов. Композитор, 1989. – 207 с
- Фейертаг В. Джаз. ХХ век. Энциклопедический справочник – СПб.; Скифия, 2001. – 564 с.
- Юцевич Ю. Словарь музыкальных терминов – К.; Муз. Україна, 1988. – 263 с.
- Berendt IE От раги до скалы — Кр.; PWM, 1979. — 539 с.
- Stearns M. Рассказ о джазе M. Stearns — NY; Издательство Оксфордского университета, — 367 с.
- Таннер POW Jazz POW Tanner, DW Megill, М Героу — 7 изд. — Dubuque: Brown, 1992. — 228 с.
- Вассербергер I. Словарь Джаза I. Вассербергер и его коллега — издатель музыки Братиславы Шлатны, 1966. — 351 с.