Начало статьи в >> "Фольклор в джазе: история становления, тенденции развития - 1 часть"
Главные тенденции становление афро-кубинского стиля определившие дальнейшее развитие джаза и музыки
- «Cubana Be», «Cubana Bop» — «Диззи» Гилеспи/Джорджа Рассела;
- «Chano Pozo» — Чучо Валдеса;
- «Guachi Guara» — «Диззи» Гилеспи/Чано Позо;
- «Manteca» — «Диззи» Гилеспи и др./см. видео →
Как показывает их анализ,
на первых порах ритмика обоих типов – традиционно джазового и кубинского – была большей частью как бы разведена по отдельным разделам.
Яркой иллюстрацией тому является композиция «Cubana Be», «Cubana Bop», в которой
крайние разделы общей 3-х частной формы были демонстрацией опоры на джазовую моторику (свинговый марш-шествие – 1-я часть; танцевальной 3-й части смесь болеро и бегина, которым противопоставлялась средняя часть условно названная – кубинской, вся основанная исключительно на percussion.
подобный подход будет в ходе эволюции джаза некоторых жанров неоднократно демонстрироваться в музыкальных работах в рамках иных стилевых направлений (барокко-джаз, третье течение, евро-джаз, фьюжн и т. д.).
И опять-таки би-боп является доминирующим на этапе их возникновения. Видимо он чрезвычайно удобен в процессе накопления опыта взаимодействия различных культур. Когда их компоненты дифференцировались и разведены по разным частям формы. Иными словами, акцент сделан на их сопоставлении.
не столько горизонтальное проявление различных стилевых признаков, то есть в разновременности, сколько совмещение их, так сказать, по вертикали.
Последняя в данной композиции выглядит, как сосредоточение характерных для кубинского фольклора ритмо-формул у ритмической группы (percussion, drums, контрабас) и, наоборот, – акцент на «волевой ритмике» у группы мелодических инструментов (трубы, тромбоны, саксофоны).
Соответственно, джазовая музыка в её свинговом и би-боповом виде (ведущие стилевые направления 30-х –40-х годов) концентрировала свою устремленность вперед, чему способствовал смещение и опережение долей в такте, акценты «офф-бит» (англ.«off beat») и другие приемы. Кубинская же музыка создавала впечатление «пребывания на месте», но при сохранении ощущения значительной ритмической интенсивности. (Для обозначения последней существует специальный термин – «драйв» (англ. – «drive»), указывающий прежде всего на «энергичную манеру исполнения в джазе, при которой достигается эффект ускорения темпа» [11, с. 143] «путем использования специфической метроритмики, фразировки и звукоизвлечения» [15, с. 47].
Дальнейший путь может быть представлен схематически следующим образом.
- В 50-е и 60-е годы ХХ-го века активно использовалась в джазовой практике музыка островов Карибского бассейна (Гаити, Тринидад и Тобаго, Ямайка), что привело к появлению стиля «калипсо» (англ. «calypso»).
- Несколько позже – в 60-е – 70-е годы возникает «босса-нова» (англ. «bossa nova») – стилевое направление, синтезирующее, по определению Симоненко В. С., «бразильскую самбу с джазовой импровизацией» [15, с. 22].
- В последней трети ХХ-го столетия начинается освоение и культур других стран Южной Америки (Аргентины, Перу, Эквадора).
Изучая данный процесс не сложно заметить две тенденции. С одной стороны, сохраняется заинтересованность в сочетании традиции бразильской музыки с новейшим опытом джазовой игры, основанном на считающимися образцовыми записях американского саксофониста польского происхождения Стена Гетца с бразильским гитаристом и композитором А. К. Жобимом.
См. продолжение статьи "Фольклор в джазе: Ритмы кубинской «румбы» и её последователей - часть 3" >>
Библиография.
- Баташев А. Советский джаз. Исторический очерк – М.; Музыка, 1972 – 176 с.
- Браславский Д. Аранжировка для эстрадных ансамблей и оркестров – М.; Музыка, 1974. – 392 с.
- Грэнджер П. О. Народные истоки джаза // Джаз-банд и современная музыка Сб. ст-й. – Л.: Academia.1926 – с. 12 – 20.
- Гусев В. Е. Фольклор как элемент культуры // Сборник по мат. симпозиума АН СССР Искусство в системе культуры – Л.; «Наука», 1987. – с. 36 - 41.
- Коллиер Дж. - Л. Луи Армстронг – Американский гений – М.; Радуга, 1987. – 424 с.
- Коллиер Дж. - Л. Становление джаза – М.; Радуга, 1984. – 392 с.
- Конен В. Пути развития американской музыки. Очерки по истории музыкальной культуры США – издание 3-е переработанное – М.; «Сов. композитор», 1977. – 447 с.
- Конен В. Рождение джаза / Издание 2-е – М.; Сов. Композитор, 1990. – 320 с.
- Мийо Д. Развитие джаза и северо-американская негритянская музыка//Джаз-банд и современная музыка Сб. ст-й. – Л.: Academia.1926 – с. 21 – 31.
- Овчинников Е. В. История джаза / Выпуск 1 – М.; Музыка, 1994. – 240 с.
- Откидач В. М. Музична естрада: Словник – Харків, Видавець І. В. Якубенко, 2004.– 445 с. 445
- Панасье Ю. История подлинного джаза – Ленинградское отд.; Музыка, 1978. – 131 с.
- Петров А. Джазовые силуэты – М.; Музыка, 1996. – 239 с.
- Пистон У. Оркестровка – М.; Сов. Композитор, 1990. – 464 с.
- Симоненко В. Лексикон джаза – К.; Муз. Україна, 1981. – 112 с.
- Словарь иностранных слов / 14-е изд., испр. – М.; Русский язык, 1987. – 608 с.
- Степурко О. Трубач в джазе – М.; Сов. Композитор, 1989. – 207 с
- Фейертаг В. Джаз. ХХ век. Энциклопедический справочник – СПб.; Скифия, 2001. – 564 с.
- Юцевич Ю. Словарь музыкальных терминов – К.; Муз. Україна, 1988. – 263 с.
- Berendt I. E. Od raga do rocka – Kr.; PWM, 1979. – 539 p.
- Stearns M. The Story of Jazz M. Stearns – N. Y.; Oxford University Press, – 367 p.
- Tanner P. O. W. Jazz P. O. W. Tanner , D. W. Megill, M Gerow – 7 ed. – Dubuque: Brown, 1992. – 228 p.
- Wasserberger I. Jazzovy slovnik I. Wasserberger a kolektiv – Bratislava Šlátne hudobné vydavateĽ, 1966. – 351 str.