Начало в Big Band как классическая форма джазового музицирования: история становления - 1 часть 
Белый Big Band Бенни Гудмена в середине 30-х гг. ХХ ст, Золотая эпоха джаза (Эра Свинга)
Среди белых коллективов, по общему мнению, выделялся оркестр кларнетиста Бенни Гудмена. У него была прекрасная индивидуальная профессиональная подготовка. По утверждению Ю. Овчинникова, «его необычайно интенсивная и темпераментная манера исполнения» с «различными приемами интонирования», «безукоризненно виртуозной техникой, изяществом фразировки, красивым звуком…, отличавшимся множеством оттенков» [4, 203], заметно выделяла его как кларнетиста среди музыкантов. Отличительной чертой стиля оркестра Б. Гудмена были прекрасные аранжировки. Их отличало единство оркестровой и сольных партий, казавшиеся естественным продолжением друг друга, использование техники рифов и фоур-бит у ритм-группы (характерный для всей эпохи). Этому оркестру была свойственна изумительная синхронность исполнения, что говорит о высокопрофессиональном уровне его музыкантов.

Белые коллективы

Оркестр Бенни Гудмена состоял из 15-ти человек [6, 75]. Сам лидер полагал, что «состав из десяти человек, но включающий профессиональных, хорошо понимающих друг друга музыкантов, вполне достаточен для создания любой художественно полноценной, интересной композиции. Но своего рода стандартом для биг-бэндов 30-х годов стал состав из 13 музыкантов…» [4, 205]. В его биг-бэнде было много выдающихся музыкантов, многие из них в последствии становились руководителями известных оркестров. Среди них: трубачи Банни Беригена и Харри Джеймс; ксилофонист Рэд Норво; привлеченные к сотрудничеству черные музыканты виброфонист и барабанщик Лайонел Хэмптон и пианист, аранжировщик Тэдди Уилсон; кларнетисты и тенор саксофонисты Джорджи Олд и Пинатс Хако; гитарист Чарли Крисчен; известная негритянская певица Билли Холидей.

«Единственным серьезным конкурентом Бенни Гудмена», по утверждению В. Фейертага [9, 537], считался, кларнетист и руководитель биг-бэнда Арти Шоу. Его оркестр, кроме духовых (две трубы, тромбон, саксофон тенор) включал еще и струнные [4, 208]. Первый состав он собрал в 1936 году, но прославиться смог лишь со вторым, собранным в апреле 1937 года. По меткому замечанию Дж. Коллиера «оркестру особенно удавались популярные мелодии, как, например «Begin the Beguine» и «Stardust», а также множество свинговых пьес» [2, 203]. В 1940 году Арти Шоу собирает новый оркестр также со струнной группой, а внутри состава создает еще группу The Grammercy Five (Джонни Гварнери играл на спинете, Билл Баттерфилд на трубе) [9, 537-538]. В его биг-бэнде играло много известных музыкантов: трубач Рой Элдридж; гитарист – Барни Кессел; барабанщик Додо Мармароза и Дэйв Таф; и тромбонист Рэй Конифф.

В своеобразном «втором ряду» белых биг-бэндов ведущим был коллектив братьев Дорси – кларнетиста и альт-саксофониста Джимми и тромбониста Томми, организованный в 1933 году. Впоследствии каждый из них организовал свой. Братья были прекрасными солистами. (Напомним о балладе «I’m Getting Sentimental Over You» Джорджа Бассмана в исполнении Томми Дорси в 1933, остающейся популярной и по сегодняшний день, особенно среди тромбонистов, и после которой современники назвали его «сентиментальным джентльменом свинга» [9, 163]). Их биг-бэнд состоял из двенадцати музыкантов (три саксофона, то есть на один меньше типичного состава, две трубы, три тромбона и четыре человека в ритм секции). Свою музыкальную карьеру в биг-бэнде начинали трубач Бенни Бериген; тенор-саксофонист Бад Фримен; барабанщик Дэйв Таф; кларнетист Бади ДиФранко; вокалисты Фрэнк Синатра, Б. Эберли, Э. О’Коннел, Дж. Стаффорд и другие. Оркестр был ориентирован «на исполнение инструментального «горячего» джаза» [9, 163], но также активно использовал эстрадный репертуар вокалистов и «джаззинг», обработав целый ряд пьес классической музыки. В целом для стиля оркестра характерно несколько запаздывающий шаффл-ритм, с определенная монотонностью. Аранжировки же придавали общему звучанию громоздкость и тяжеловесность.

Белый большой оркестр тромбониста Глена Миллера В конце 30-х годов в число лучших биг-бэндов США вошел коллектив тромбониста и аранжировщика – Гленна Миллера. В 1935 году, будучи еще музыкантом оркестра Рэя Нобла, «разработал новое оригинальное поющее звучание группы саксофонов с кларнетом в роли верхнего голоса (одно время называемое «кристалл-хорусом»)», которое надо сказать активно используется по сегодняшний день [9, 295]. В 1938 году организовывает собственный биг-бэнд, который через год становится самым популярным, как отмечают «благодаря регулярным трансляциям из танцевального зала Glen Island Casino на острове Лонг-Айленд (Нью-Йорк) и большому количеству хитов…» [9, 295], на которых воспитывалось и воспитывается не одно поколение вплоть до сегодняшнего дня.

В биг-бэнде играли превосходные музыканты: трубачи Билли Мэй и Бобби; тенор-саксофонист Тєкс Бенеке; нередко вместе с оркестром выступала вокальная группа Modernairs. Его известные мелодии стали визитной карточкой оркестра – Little Brown Jung, Chattanooga Choo Choo, In The Mood, Strings Of Pearls, Song Of The Volga Boatmen, Sunrise Serenade, Tuxedo Junction, Moonlight Serenade, записанные на пластинку и ставшую первой джазовой пластинкой, проданной миллионным тиражом, и принесшую вместе с кинофильмами «Серенада Солнечной долины» (1941) и «Жены оркестра» (1942), в которых джаз-оркестр впервые стал органичной частью сюжета» [9, 295] мировое признание.

Промежуточный вывод


Суммируя впечатления от игры белых оркестров, подчеркнем, что они в основном исполняли развлекательную музыку. Также следует отметить ориентацию на европейские звуковые идеалы, как в биг-бэндах Б. Гудмена и Г. Миллера «привела к появлению своеобразного ответвления внутри стиля свинг – к так называемому свит-свингу» [4, 204], у которого было много последователей также и в негритянской среде. «Доля джазовых композиций в репертуаре этих ансамблей была различна. Наиболее популярные и высокооплачиваемые из них чередовали быстрые рифовые номера, включающие одно-два джазовых соло, со слащавыми аранжировками популярных мелодий, с участием вокалистов» [2, 202]. Отсюда и аранжировки у белых биг-бэндов с характерной для этого репертуара особенностью. В основном акцент делается на коллективную игру с заранее расписанными партиями и эпизодическими импровизациями.

Продолжение: Big Band как классическая форма джазового музицирования: черные коллективы, выводы - 3 часть 

Библиография


  1. Коллиер Дж. — Л. Луи Армстронг – Американский гений / Дж. – Л. Коллиер – М.; Радуга, 1987. – 424 с.
  2. Коллиер Дж. — Л. Становление джаза / Дж. — Л. Коллиер – М.; Радуга, 1984. – 392 с.
  3. Конен В. Рождение джаза / В. Конен / Издание 2-е – М.; Сов. Композитор, 1990. – 320 с.
  4. Овчинников Е. В. История джаза / Е. В. Овчинников / Выпуск 1 – М.; Музыка, 1994. – 240 с.
  5. Откидач В. Музична естрада: Словник / В. Откидач – Харків.; (?), 2004.– 445 с. 445
  6. Панасье Ю. История подлинного джаза / Ю. Панасье – Ленинградское отд.; Музыка, 1978. – 128 с.
  7. Симоненко В. Лексикон джаза / В. Симоненко – К.; Муз. Україна, 1981. – 112 с.
  8. Словарь иностранных слов / 14-е изд., испр. – М.; Русский язык, 1987. – 608 с.
  9. Фейертаг В. Джаз. ХХ век. Энциклопедический справочник / В. Фейертаг – СПб.; Скифия, 2001. – 564 с.