Регтайм, имевший своих ярких представителей, таких, как Скотт Джаплин с Клиновым лис-том, Эрвинг Берлин Регтаймовый оркестр Александра, Джеймс Скотт и Джозефам Лемом, последовательно вел к формированию джаза, с началом которого вы можете познакомиться с предыдущей статье .
Оркестры на ранней стадии, от регтайма до д;аз-бэнда
По мнению В. Конена (Рождение джаза) Разновидность джаза, заполнившая мир в годы, последовавшие за первой мировой войной, заимствовала многое в своей эстетике и выразительных приемах непосредственно из коммерческого популярного регтайма. В сложившейся обстановке реформации взглядов на моральные, эстетические и социальные нормы жизненного уклада Новое поколение жаждало искусства открытого, эмоционального и, конечно, чувственного (Г. Овчинников — История джаза стр. 197)
Регтайм
Регтайм — музыка, писавшаяся исключительно для фортепиано выходит за рамки своего стилистического стандарта, что вообщем-то и предопределило переход к джазу. Самым главным связующим звеном между регтаймом и джазом была широко внедрившаяся практика переложения регтаймов для оркестровых ансамблей. Их репертуар состоял как из самостоятельных номеров, так и из аккомпанементов к популярным песням (В. Конен Рождение джаза стр. 179) Путь, приведший к образованию биг-бэндов джазовой ориентации, развивавшимся в русле стиля свинг, пролегал через известное, хотя вначале и не слишком заметное, увеличение числа музыкантов в ансамбле (Коллиер-Джеймс Линкольн Становление джаза стр. 162). Это в свою очередь, по сравнению с классическим джазом, повлекло иное соотношение между инструментами.
В результате объединения их в группы, также установились несколько другие функции музыканта: как солиста, как сайдмена — sidemen (так называют музыканта оркестра), и как артиста оркестра в целом. Формировались новые принципы исполнения, коллективного музицирования, возникла другая фактура изложения материала. (К-Дж. Линкольн Становление джаза стр. 162).
Марширующие оркестры
Первые коллективы по своему составу были чрезвычайно разношерстны, все зависело от места проживания или от того, где непосредственно они создавались, да вообще джаз изначально был музыкой беднейших и средних слоев населения, вследствие чего за неимением возможности приобрести по собственному желанию инструменты, приходилось играть на тех, которые были в наличии.
Марширующие оркестры на улицах Нового Орлеана были копией (или почти копией) типичного духового оркестра…Позднее на пути от архаического к классическому джазу произошло значительное сокращение состава инструментов (К-Дж. Линкольн Становление джаза стр. 162), идет рождение диксиленда (кларнет, корнет, тромбон, банджо, туба (позднее гитара и контрабас) и барабан). Эта классическая модель на практике видоизменялась: варьировались инструменты, их численность, как в сторону уменьшения, так и увеличения (ансамбль Джо «Кинга» Оливера два корнета, на втором играл тогда еще мало известный Луи Армстронг).
Большие оркестры свит-джаза
Первые биг-бенды, разрабатывающие стиль свинг, шли по пути, намеченному такими расширенными диксилендами, упорядочивая исполнение использованием аранжировок (оркестры Т. Дорси, Дж. Дорси, Р. Норво, Э. Кондона, Б. Поллака). Попытки использовать коллективную игру (однородной или какой-то объединенной группы с использованием разных инструментов) для проведения одной мелодической линии на фоне аккомпанемента — ритм секции с отдельными, фоновыми вставками остальных инструментов, становятся характерными для некоторых ансамблей классического направления. Это в дальнейшем находит широкое, характерное эпохи свинга, применение в последующих пьесах для биг-бенда и становится при этом одним из классических приёмов аранжировщика.
В индустрии развлечений, особенно в повсеместно распространенной популярной, танцевальной сфере, имело место широкое применение больших оркестров. Известно, что еще в 1912 году свой оркестр расширенного типа создает Чарли Элгар, а через шесть лет он дает первый концерт джазовой музыки. Сент-Луис-Оркестр, начиная с 1916 года, выступали как ривербот — оркестр на пароходах…Аналогичные попытки предпринимались почти одновременно и при этом фактически независимо друг от друга разных регионах США. Так, в Чикаго с 1918 года работали оркестры под управлением Э. Тейта, Ч. Кука, К. Диккерсона; в Детройте выступал В. Мак-Кинни, в Канзас-Сити – Б. Моутен, в Нью-Йорке – Э. Сноуден.» (К. –Дж. Линкольн «Становление джаза»). В этих оркестрах, выступающих в основном в больших помещениях и на открытых площадках, что требовало большой мощи звучания (тенденция к увеличению количества музыкантов), да и вообще в тот период развития развлекательного искусств, культивировалась музыка получившая название — «свит-музыка» и симфоджаз.
Свит-музыка (с английского — сладкая музыка), под этим термином подразумевается ряд стилевых разновидностей коммерческой и танцевальной музыки в исполнении множества танцевальных оркестров. Предназначенной в основном для удовлетворения потребностей широкой публики в респектабельных дансинг-холлах, мюзик-холлах, отелях с танцзалами, кабаре,также озвучивание театральных спектаклей и кинофильмов. Изначально всем оркестрам, впоследствии ставшие знаменитые как джазовые, приходилось играть именно эту музыку, дававшую возможность иметь стабильный заработок, что не мало-важно для музыканта, получившего возможность в дальнейшем свободно экспериментировать, создавать новые творенья, предлагая их широкой публике в своих выступлениях (оркестр Флетчера Хендерсона играл в нью-йоркском Клаб Алабам и с 1924 в танцзале Роузленд; Дюк» Эллингтон со своим оркестром в Коттон-клаб).
К характерным чертам свит-музыки относится: склонность к спокойным тембрам, словно обволакивающее, негромкое звучание, мягкая, свободная манера пения с использованием характерных по тесситуре и тембру голосов — сладкозвучных теноров, нередко пользовавшихся фальцетом, и низких чувственных женских голосов. В мелодике широкое распространение получили плавные обороты, позаимствованные из европейской культуры и придающие музыке особую напевность, подчеркнуто сентиментальный лирический характер. Каждая композиции исполнялась только по нотам, за исключением тех случаев, когда для маленьких импровизационных соло (в те годы выглядевших в форме эпизодических вставок), из-за отсутствия техники импровизации у музыкантов оркестра, приглашались солисты из других джазовых ансамблей. Также отсутствовала техника свинговой фразировки офф-бит (триольное деление с акцентированием синкопированных нот), на фоне ритмической пульсации ритм секции, со смещением опорной доли, с сильных(1-3) на слабые (2-4) – ап-бит. Все эти особенности были неотделимой и отличительной, составляющей частью в будущем всех джазовых коллективов.
Симфоджаз
Представителями этого музыкального направления были оркестры под управлением: А. Хикмена, А. Джонса, Д. Олсена, В. Лопеза, Т. Льюиса, Б. Бер-ни, наиболее известные – оркестры: Джеймса Риза Юроупа (или Джим Европа), Уилла Мэриона Кука, в 20-е годы: Г. Ломбардо и Р. Уэлли. Но бесспорным лидером свит — музыки, повлиявшим на формирование жанра (свинг) и на творчество других, в последующем известных оркестров, конечно же, является — Пол Уайтмен.
Пол Уайтмен, родился в 1890 году в Денвере, штат Колорадо. Получил образование скрипача и выступал в симфонических оркестрах на Западном побережье. Первый оркестр из десяти человек организовал в 1919 году в Санта-Барбара, с 1920 – 1923 года выступал в отеле Палас Рояль (Palais Royal) записал первую грампластинку, имевшую огромный успех, а композиция, вошедшая в неё Whishpering стала хит-сонгом и одним из наиболее ярких образцов стиля свит. Вводит в обиход термин — симфоджаз. Пол Уайтмен, как говорилось выше, оказал огромное влияние на многие коллективы (оркестр Флетчера Хендерсона – вначале нередко копировал изысканное звучание…, представители свит-свинга 30-40-х годов Б. Гудмен и Г. Миллер стремились к сладкому, сентиментальному саунду своего предшественника). Пол Уайтмен сделал все возможное, чтобы максимально приблизить исполнявшуюся им музыку к запросам широких кругов белых слушателей, часто не воспринимавших грубого негритянского джаза с его варваризмами (К.-Дж. Линкольн Становление джаза стр. 171).
Стремление сблизить джаз и академическую музыку, проходит через все его творчество. Яркое тому подтверждение — исторический концерт под названием Эксперимент в современной музыки в нью-йоркском Элиен-холле 12 февраля 1924 года, к финансированию которого были привлечены выдающиеся деятели искусства, среди них – С. Рахманинов, Я. Хейфец, И. Стравинский и другие. На этом грандиозном представлении впервые прозвучала, Rhapsody in Blues – Рапсодия в стиле блюз или Рапсодия в блюзовых тонах, или Голубая рапсодия Джорджа Гершвина с самим автором в качестве солиста-пианиста. Это произведение крупной формы для фортепиано и симфонического оркестра, с момента первого своего исполнения становится популярной и прочно входит в список шедевров мировой симфо-джазовой музыки. Тематизм и последующее его развитие построен на типичных элементах блюза .
Двойственное мнение о стилистике легко-развлекательного жанра (свит-музыки): с одной стороны она безоговорочно расценивается как псевдоджаз, коммерческая музыка, с другой ошибочно широкая публика принимает ее за подлинный джаз, не может отрицать тот факт истинного значения, в исторической перспективе, и огромного влияния ее на развитии и формирование джаза и последующих музыкальных течений.