Начало статьи: >> "Фольклор в джазе: история становления, тенденции развития - 1 часть" Продолжение: >> "Фольклор в джазе: тенденции становления афро-кубинского стиля - 2 часть" Продолжение: >> "Фольклор в джазе: фламенко и латиноамериканский джаз — 3 часть"
В Европе же с середины ХХ-го столетия явно обозначилась тенденция к взаимодействию джазовой музыки с местным фольклором, получившая государственную поддержку, в частности, в странах Восточной Европы. С 60-х годов, насколько можно судить по материалам журнала «Джаз-форум» (польский и английский вариант), а также исторического очерка «Советский джаз» Баташева А.[1]
начался интенсивный процесс освоения национального фольклора джазменами.
Ему была присуща разная степень интенсивности, в зависимости от условий его протекания – социальных, политических, экономических, не говоря уже об особенностях народной музыки этих стран.
Становление, тенденции европейского и славянского фольклора в джазовой культуре ХХ ст.
Ключевая роль ритмики джаза казалась бы предполагала удачи на этом пути прежде всего у кавказских музыкантов, воспитанных в среде, культивирующей ритм. Однако они последовали далеко не сразу. Лишь со второй половины 70-х годов начинают появляться композиции, свидетельствующие о прогрессе в этом направлении:
- азербайджанского пианиста и композитора Вагифа Мустафазаде
- армянина Александра Картеляна
- грузина Вадима Бердзанишвили
- и других.
Пианист и композитор Вагифа Мустафазаде (Азербайджан)
Что же касается славянского фольклора, то в ходе его освоения акцентировалось внимание на ладовом и мелодическом своеобразии :
- биг-бэнд Олега Лундстрема
- биг-бэнд Анатолия Крола
- ансамбль «Крещендо»
- ансамбль «Арсенал».
- С одной стороны, – прибалтийские (биг-бэнды Владимира Чекасина, Пятроса Вишняускаса, Владимира Толкачёва композитор и пианиста Тыну Найсоо),
- а с другой стороны, – башкирские, якутские, алтайские, туркменские музыканты (в частности, оркестр Марата Юлдыбаева «Дустар» , известный «Гунеш»).
- гитариста Энвера Измайлова (Крымского-татарина)
- пианиста украинского происхождения Михаила Альперина.
Библиография.
- Баташев А. Советский джаз. Исторический очерк – М.; Музыка, 1972 – 176 с.
- Браславский Д. Аранжировка для эстрадных ансамблей и оркестров – М.; Музыка, 1974. – 392 с.
- Грэнджер П. О. Народные истоки джаза // Джаз-банд и современная музыка Сб. ст-й. – Л.: Academia.1926 – с. 12 – 20.
- Гусев В. Е. Фольклор как элемент культуры // Сборник по мат. симпозиума АН СССР Искусство в системе культуры – Л.; «Наука», 1987. – с. 36 — 41.
- Коллиер Дж. — Л. Луи Армстронг – Американский гений – М.; Радуга, 1987. – 424 с.
- Коллиер Дж. — Л. Становление джаза – М.; Радуга, 1984. – 392 с.
- Конен В. Пути развития американской музыки. Очерки по истории музыкальной культуры США – издание 3-е переработанное – М.; «Сов. композитор», 1977. – 447 с.
- Конен В. Рождение джаза / Издание 2-е – М.; Сов. Композитор, 1990. – 320 с.
- Мийо Д. Развитие джаза и северо-американская негритянская музыка//Джаз-банд и современная музыка Сб. ст-й. – Л.: Academia.1926 – с. 21 – 31.
- Овчинников Е. В. История джаза / Выпуск 1 – М.; Музыка, 1994. – 240 с.
- Откидач В. М. Музична естрада: Словник – Харків, Видавець І. В. Якубенко, 2004.– 445 с. 445
- Панасье Ю. История подлинного джаза – Ленинградское отд.; Музыка, 1978. – 131 с.
- Петров А. Джазовые силуэты – М.; Музыка, 1996. – 239 с.
- Пистон У. Оркестровка – М.; Сов. Композитор, 1990. – 464 с.
- Симоненко В. Лексикон джаза – К.; Муз. Україна, 1981. – 112 с.
- Словарь иностранных слов / 14-е изд., испр. – М.; Русский язык, 1987. – 608 с.
- Степурко О. Трубач в джазе – М.; Сов. Композитор, 1989. – 207 с
- Фейертаг В. Джаз. ХХ век. Энциклопедический справочник – СПб.; Скифия, 2001. – 564 с.
- Юцевич Ю. Словарь музыкальных терминов – К.; Муз. Україна, 1988. – 263 с.
- Berendt I. E. Od raga do rocka – Kr.; PWM, 1979. – 539 p.
- Stearns M. The Story of Jazz M. Stearns – N. Y.; Oxford University Press, – 367 p.
- Tanner P. O. W. Jazz P. O. W. Tanner , D. W. Megill, M Gerow – 7 ed. – Dubuque: Brown, 1992. – 228 p.
- Wasserberger I. Jazzovy slovnik I. Wasserberger a kolektiv – Bratislava Šlátne hudobné vydavateĽ, 1966. – 351 str.