Начало статьи: >> "Фольклор в джазе: история становления, тенденции развития  - 1 часть" 
Продолжение: >> "Фольклор в джазе: тенденции становления афро-кубинского стиля - 2 часть" 
Продолжение: >> "Фольклор в джазе: фламенко и латиноамериканский джаз — 3 часть" 
Европейский и славянский фольклор в джазе ХХ ст.
В Европе же с середины ХХ-го столетия явно обозначилась тенденция к взаимодействию джазовой музыки с местным фольклором, получившая государственную поддержку, в частности, в странах Восточной Европы. С 60-х годов, насколько можно судить по материалам журнала «Джаз-форум» (польский и английский вариант), а также исторического очерка «Советский джаз» Баташева А.[1]

начался интенсивный процесс освоения национального фольклора джазменами.

Ему была присуща разная степень интенсивности, в зависимости от условий его протекания – социальных, политических, экономических, не говоря уже об особенностях народной музыки этих стран.

Становление, тенденции европейского и славянского фольклора в джазовой культуре ХХ ст.

Ключевая роль ритмики джаза казалась бы предполагала удачи на этом пути прежде всего у кавказских музыкантов, воспитанных в среде, культивирующей ритм. Однако они последовали далеко не сразу. Лишь со второй половины 70-х годов начинают появляться композиции, свидетельствующие о прогрессе в этом направлении:

  • азербайджанского пианиста и композитора Вагифа Мустафазаде
  • армянина Александра Картеляна
  • грузина Вадима Бердзанишвили
  • и других.

Пианист и композитор Вагифа Мустафазаде (Азербайджан)



Что же касается славянского фольклора, то в ходе его освоения акцентировалось внимание на ладовом и мелодическом своеобразии :

  • биг-бэнд Олега Лундстрема
  • биг-бэнд Анатолия Крола
  • ансамбль «Крещендо»
  • ансамбль «Арсенал».
Ближе к концу ХХ-го столетия (о чем можно судить по сделанным записям) успешно начали решать проблему взаимоотношения джаза и фольклора и представители других регионов СССР.

  • С одной стороны, – прибалтийские (биг-бэнды Владимира Чекасина, Пятроса Вишняускаса, Владимира Толкачёва композитор и пианиста Тыну Найсоо),
  • а с другой стороны, – башкирские, якутские, алтайские, туркменские музыканты (в частности, оркестр Марата Юлдыбаева «Дустар» , известный «Гунеш»).
Также следует выделить такого рода исполнителей с мировой известностью:

Их опыт, несомненно, требует обязательного теоретического осмысления, тем более что их яркое самовыражение стимулирует интерес подрастающего поколения музыкантов.
1. Биг-бэнд Олега Лундстрема
2. Биг-бэнд Анатолия Крола
3. Ансамбль «Арсенал»
4. Биг-бэндВладимира Толкачёва
5. Оркестр Марата Юлдыбаева «Дустар»
6. Ансамбль «Гунеш»

Библиография.


  1. Баташев А. Советский джаз. Исторический очерк – М.; Музыка, 1972 – 176 с.
  2. Браславский Д. Аранжировка для эстрадных ансамблей и оркестров – М.; Музыка, 1974. – 392 с.
  3. Грэнджер П. О. Народные истоки джаза // Джаз-банд и современная музыка Сб. ст-й. – Л.: Academia.1926 – с. 12 – 20.
  4. Гусев В. Е. Фольклор как элемент культуры // Сборник по мат. симпозиума АН СССР Искусство в системе культуры – Л.; «Наука», 1987. – с. 36 — 41.
  5. Коллиер Дж. — Л. Луи Армстронг – Американский гений – М.; Радуга, 1987. – 424 с.
  6. Коллиер Дж. — Л. Становление джаза – М.; Радуга, 1984. – 392 с.
  7. Конен В. Пути развития американской музыки. Очерки по истории музыкальной культуры США – издание 3-е переработанное – М.; «Сов. композитор», 1977. – 447 с.
  8. Конен В. Рождение джаза / Издание 2-е – М.; Сов. Композитор, 1990. – 320 с.
  9. Мийо Д. Развитие джаза и северо-американская негритянская музыка//Джаз-банд и современная музыка Сб. ст-й. – Л.: Academia.1926 – с. 21 – 31.
  10. Овчинников Е. В. История джаза / Выпуск 1 – М.; Музыка, 1994. – 240 с.
  11. Откидач В. М. Музична естрада: Словник – Харків, Видавець І. В. Якубенко, 2004.– 445 с. 445
  12. Панасье Ю. История подлинного джаза – Ленинградское отд.; Музыка, 1978. – 131 с.
  13. Петров А. Джазовые силуэты – М.; Музыка, 1996. – 239 с.
  14. Пистон У. Оркестровка – М.; Сов. Композитор, 1990. – 464 с.
  15. Симоненко В. Лексикон джаза – К.; Муз. Україна, 1981. – 112 с.
  16. Словарь иностранных слов / 14-е изд., испр. – М.; Русский язык, 1987. – 608 с.
  17. Степурко О. Трубач в джазе – М.; Сов. Композитор, 1989. – 207 с
  18. Фейертаг В. Джаз. ХХ век. Энциклопедический справочник – СПб.; Скифия, 2001. – 564 с.
  19. Юцевич Ю. Словарь музыкальных терминов – К.; Муз. Україна, 1988. – 263 с.
  20. Berendt I. E. Od raga do rocka – Kr.; PWM, 1979. – 539 p.
  21. Stearns M. The Story of Jazz M. Stearns – N. Y.; Oxford University Press, – 367 p.
  22. Tanner P. O. W. Jazz P. O. W. Tanner , D. W. Megill, M Gerow – 7 ed. – Dubuque: Brown, 1992. – 228 p.
  23. Wasserberger I. Jazzovy slovnik I. Wasserberger a kolektiv – Bratislava Šlátne hudobné vydavateĽ, 1966. – 351 str.