Украинский фортепианный джаз
Понятие профессиональной джазовой образования в полной мере можно отнести к системе отечественной музыкальной педагогики, начиная с 1970-х годов. Специализированная школа джазового фортепианного исполнительства формировалась в Украине постепенно. До 1970-х годов украинские джазовые музыканты, получивших академическое образование, овладевали опытом джазовой игры самостоятельно — в джазовых коллективах , на фестивалях, прослушивая выполнения известных инструменталистов. В целом такая картина мало отличалась от подобных форм самообучения джазовых артистов других стран.

Украинский фортепианный джаз в системе профессионального музыкального образования

Процесс выделения эстрадно-джазового профиля в украинской музыкальной педагогике, его экспериментальной апробации и развития, происходил в нескольких направлениях и обнаружил ряд тенденций:

  • открытие эстрадных отделений в музыкальных школах Киева (1974), Одессы (1982, 1989), Измаила (1989), отделов эстрадно-джазового исполнительства в музыкальных училищах Киева (1980), Одессы (1980), Донецкая (1986), Львова (1989) , Харькова (1989), Кривого Рога (1990) введение в программу консерваторских дисциплин факультативных курсов джазовой импровизации (Одесса, 1979), джазовой гармонии и оркестровки (Киев, 1982); создание кафедры Музыкальное искусство эстрады в Донецкой государственной консерватории им. С. С. Прокофьева (1990) основания кафедры эстрадных и духовых инструментов в Харьковском государственном институте искусств им. Конинревського (1994) и аналогичных кафедр — в Киевском и Харьковском институтах культуры (1971)
  • педагогическая и исполнительская деятельность джазовых пианистов в музыкальных ниинншх заведениях Украины: М. Скорик, К. Виленский, В. Новиков, В. Соляник, М. Замороко, П. Пашков, Е. Дергунов (Киев), Ю. Кузнецов (Одесса), С. Давыдов (Харьков), А. Лозовский (Донецк) и др .;
  • проведение практико-методических семинаров, конференций, академизации учебных программ, методических пособий, издательство новых пенных сборников, энциклопедической литературы украинское издание
    учебного пособия И. Горбатая, И. Вассенбергера «Основы джазовой интерпретации» (1980) под редакцией В. Симоненко; энциклопедических и И »и им миологичних словарей» Лексикон джаза «(1981),» Украинская энциклопедия джаза «В. Симоненко (2004),» Эстрада. Рок-музыка. Джаз »В. Откидач (1993) отних сборников и хрестоматий» Фортепиано в джазе «(1988) под редакцией М. Замороко. «Джазовые этюды для фортепиано» (1984) ..Джаз и фортепианная музыка первой половины XX столетия «(1987, 1989) под редакцией М. Замороко, В. Симоненко,» Джазовые пьесы советских композиторов для фортепиано «(1990) под редакцией К. Виленского, «Эстрадные ее джазовые пьесы для фортепиано» (1995) под редакцией М. Замороко, «Супер нуиико бэнд. 5 джазовых пьес для фортепиано «(1996) П. Пашкова и других;
  • расширение фортепианного джазового репертуара композициями украинских пианистов и композиторов ( «Блюз», «Арабески», «Навязчивый мотив», «Бурлеск» М. Скорика, «Посвящение Белой Эвансу», «Фантазия на геммы Дж. Гершвина» для двух фортепиано К . Виленского, «Почему?» С. Терентьева; Фортепианный концерт В. Ильина; Пять фортепианных пьес II. Пашкова и др.) 5) творческий обмен индивидуальными исполнительскими достижениями в рамках украинских джазовых фестивалей (Донецк, Днепропетровск, Одесса Киев, Кривой Рог, Винница и др.).
Современный этап развития украинского фортепианного джаза является продуктивным и в определенной степени — итоговым с уже сложившимися традициями исполнительства, накопленным опытом межкультурных контактов, авторитетным представительством украинских пианистов в джазовом мире. Система украинского джазового образования предлагает комплексное обучение на основе достижений неакадемического и академического направлений в исполнительстве, что достаточно надежно укоренилось в мировой музыкальной культуре, ведь свидетельствует о основательность универсальных тенденций развития джаза на рубеже столетий и укреплению интеграционных межкультурных связей.