[message]Начало статьи в
Классический джаз: дефиниция понятий, терминология, периоды становления — 1 часть
Классический джаз: новорлеанский, чикагский стили — 2 часть [/su_note]
Белый джаз-бэнд классического джаза - диксиленд (dixiland)
Третий стиль классического джаза – диксиленд не являлся продолжением или предшествующем первых двух перечисленных выше. «Диксиленд (dixieland) – название джазовых ансамблей новоорлеанского стиля, состоящих из белых музыкантов» [3, 45]. То есть период его существования идентичен новоорлеанскому стилю. В связи с расовой дискриминацией белые музыканты не хотели, чтобы их коллективы носили названия такое же, как и черные — новоорлеанские, «это ставило бы их в одну ногу с негритянскими исполнителями, игравшими в этом стиле» [3, 45]. Точные истоки этого термина не ясны и по сей день. Существует несколько версий: якобы «Название происходит от распространенного в американском фольклоре обозначения Юга США» [3, 45]; возможно из-за линии Мейсона — Диксона, разделявшей Север и Юг; по еще одной версии с выходом 10-ти долоровой банкноты с правом хождения на Юге на которой отчетливо было напечатано слово «dix».

Диксиленд (Dixieland), белый джаз-бэнд

«Вначале белые ансамбли не отличались от негритянских как по манере исполнения, так и по инструментальному составу», (бытует мнение, что они копировали манеру черных), но позже «шире, чем в негритянских ансамблях стали использовать элементы европейской композиторской техники. Изменилась манера звукоизвлечения, мелодическая линия стала более плавной. Для диксиленда характерен ритм ту бит с акцентами на второй и четвертой долях» [3, 45]. Следовательно, диксиленды пошли по своему – обособленному пути развития с ориентиром и влиянием предшествующих традиций белого населения. Еще можно отметить, что «Диксиленды раньше негритянских коллективов получали известность за пределами Юга США и способствовали распространению джаза» [3, 46].
Классический джаз на сегодняшний день представляет значимость, прежде всего с теоретической точки зрения, как исторический этапа становления и развития всего джаза в курсе лекций для студентов средних и высших учебных заведений, ориентированных на  эстрадную музыку. Ознакомление с джазом начинается, прежде всего, с начального этапа его развития. В условиях тщательного изучения более поздних стилей – классический джаз интересен, как предшествующий стиль, заложивший основы, пусть трансформировавшиеся, но использующиеся и в дальнейшем в других стиля. Отдельные признаки мы можем наблюдать, и во всей эстрадной музыки, во множестве ее направлений,  для, которых джаз является – базовой предтечей. Так же c точки зрения практической игры.

Нередко на современном этапе создаются коллективы, возрождающие стили классического джаза (новоорлеанский, чикагский, диксиленд), даже современная трактовка, как прогрессивные новаторские эксперименты и находки, не смогут обеспечить высокого, профессионального уровня без глубоких знаний и использования их в работе специфики исполнения данных стилей.

Определяющем фактором любого стиля является: взаимодействие инструментов, групп между собой, ведь полифоническая фактура новоорлеанского стиля отличается своей коллективной импровизацией от того же чикагского стиля, тяготеющего явно к гамофонно-гармонической и диксиленда с элементами ближе к европейской техники, не говоря уже о последующих стилях джаза. Построение импровизации имеет свои закономерности. Невозможно играть импровизацию в диксиленде так же, как в стиле би-боп или кул и так далее. Заметное различие в обыгрывании тонов аккорда, использовании длительностей, сама форма импровизации другая и гармоническое взаимодействие последовательностей.

Рекомендуем для наглядного осмысления
Джаз-бэнды Компании АртМуз

Джаз-бэнды новоорлеанского, чикагского и современных стилей

Еще один бесспорный факт заключается в том, что обучение, вообще-то и не только в джазе, происходит по схеме – от простого к сложному, то есть для достижения современного уровня исполнительства требуется изначально постичь азы с начального этапа формирования джаза, и методично пройти, и освоить все предшествующие стили. Только после этого можно говорить о квалифицированно подготовленном специалисте высокого, профессионального уровня.

Использованная литература:


  1. Овчинников Е. В. История джаза Выпуск 1 – М.; Музыка, 1994. – 240 с.
  2. Откидач В. Музична естрада: Словник – Харків.; Видавець І. В. Якубенко, 2004.– 445 с. 445
  3. Симоненко В. Лексикон джаза – К.; Муз. Україна, 1981. – 112 с.
  4. Словарь иностранных слов / 14-е изд., испр. – М.; Русский язык, 1987. – 608 с.
  5. Юцевич Ю. Словарь музыкальных терминов – К.; Муз. Україна, 1988. – 263 с.