Белые оркестры
Бенни Гудмен родился в Чикаго 1909 году в бедной семье эмигранта из России, рабочего швейной фабрики. С десяти лет занимался в ансамбле на кларнете, к пятнадцати уже работал профессионально. Из первых рук узнал, что такое новоорлеанский стиль, познакомившись с музыкантами из ансамбля — Новоорлеанские короли ритма, Леонардо Рапполо и Джимми Нуна. Несколько позже перенял прием скрежетания звука на кларнете от Тешемахера и Пи Ви Рассела. Играл в Бена Поллака и Реда Николсона. В 1933 году создает первый собственный ансамбль, и в этом же году ему предлагают контракт на выпуск тридцати джазовых пластинок с фирмой грамзаписи — Инглишь Коламбия. Огромную роль в жизни Бени Гудмена, как и в жизни многих других музыкантов таких как: Бесси Смит, Каунт Бейси, Чарли Крисчен, сыграл Джон Хэммонд. Потомок богатейшего семейства, он был очень влиятельной фигурой в мире музыкального бизнеса. Хеммонд знакомил своих протеже с менеджерами, находил им работу, всячески помогал, оказывая деловую поддержку, используя свои огромные связи.
Оркестр Бенни Гудмена стал законодателем моды в области свинга. Одним из первых нарушил (сначала в грамзаписи, а затем и в публичных выступлениях) существующие в джазе расовые барьеры. Инициатором здесь был все тот же Дж. Хеммонд. Ориентация не только на подлинно джазовые, но и на европейские звуковые идеалы, по мнению исследователей, привела к появлению своеобразного ответвления внутри стиля свинг – так называемому свит–свингу , который культивировался также в страйт-джазе, ориентированном на концертную эстраду с отличающимися чертами европеизации, в оркестрах Н. Ридла, отдельных опытах Д. Эллигтона («стиль настроения), в оркестре Глена Миллера.
Б. Гудмену принадлежит один из наиболее ранних примеров использования полифонической техники в джазе. Он продолжил, известную еще со времен архаического и классического джаза , практику джазовой обработки и транскрипции пьес из репертуара классической музыки (двойной концерт И. С. Баха ре-минор, пьеса в форме фуги — Bach Goes to Town и др.) Использование академической музыки в джазе получило название – джаззинг. В последствии эта линия развивалась в модерн-джазе, в рамках стиля прогрессив, в третьем течении и барокко-джазе.
С оркестром Б. Гудмена тенденция к созданию европеизированного свит-свинга сближала и другой, ставший очень модным к концу 30-х годов — биг-бэнд под управлением Г. Миллера. Популярность оркестру приносит работа в кино. Самый известный фильм — Серенада солнечной долины, пьесы из которого становятся хитами, далеко за пределами Америки и по сегодняшний день являются выдающимся наследием эпохи свинга.
Значительный вклад в развитие белой ветви в джазе внес биг-бэнд Вуди Германа, ставший популярным с 1939 года и в последствии занявший на долгие годы прочно место на сцене в числе наиболее популярных и востребованных коллективов. Отличительным признаком оркестра была опора на элементы негритянской музыки, в частности блюзовые традиции. Оркестр имел даже девиз Бэнд, который играет блюз. От афро-американского начала идет приверженность его исполнителей, особенно в начале своего творческого пути, к устным аранжировкам (хэд-аренжмент). Свобода и импровизационность в трактовке материала составляла основу принципа его стиля. Со временем проявилась тенденция к углублению содержания своего репертуара, усложнению аранжировок и средств выразительности, что привело к выходу далеко за пределы коммерческого развлекательного искусства и сближало с более поздним течением – прогрессив.
Следует отметить оркестры, функционировавшие в США еще до стремительного взлета Бенни Гудмена, и которые также пользовались успехом. К середине 30-х свой биг-бэнд укомплектовали братья Дорси. В своем репертуаре оркестр опирался на солистов-вокалистов (Б. Эберли, Э. О’ Коннел, Ф. Синатра, Дж. Стаффорд и другие). Т. Дорси использовал джаззинг, обработав целый ряд классических произведений. Среди них — Песня индийского гостя Н. Римского-Корсакова, Грезы любви — Ф. Листа, Весенняя песня — Ф. Мендельсона и другие.
Известный — Каса Лома бэнд часто использовавший технику рифов, что придавало общему звучанию большую напряженность. Оркестр не имел вы-дающихся солистов, но это в известной мере компенсировалось высоким качеством коллективной игры. Манера исполнения «Каса Лома бэнд» повлияла на многие коллективы при создании своего саунда и была одной из отправной точек при создании Б. Гудменом собственного стиля.
Черные оркестры
Творчество негритянских коллективов эры свинга оставило нам огромное наследие, впоследствии оказавшее влияние на другие направления в джазе и музыки в целом. Если популяризации жанра (свинга) и выход его на большую эстраду в большей степени можно считать заслугой белых оркестров, то формирование самого стиля, смелые и новаторские решения в трактовке произведения в большей степени принадлежат черным музыкантам.
Согласно утверждениям известных исследователей, таких как Берендт и в этом его поддерживает Коллиер Дж. Линкольн, гарлемская линия, то есть линия развития негритянского джаза, идет от Ф. Хендерсона через К. Кэллоуэя, Ч. Уэбба, Дж. Лансфорда К. Бейси и Л. Хэмптону, а далее к биг-бендам стиля би-боп! (1.208).
Ярким представителем группы молодых негритянских музыкантов в начале становления биг-бендов оказался Флетчер Хендерсон. Характерным качеством исполнения его оркестра был драйв, достигавшийся благодаря специфике аранжировке и высокому исполнительскому мастерству музыкантов. Этому способствовало создававшаяся в процессе игры, самими исполнителями – общая атмосфера соревновательности, стремление переиграть друг друга. Контрастное сопоставление оркестровых групп при различии в звучании разных секций инструментов, придавало общему саунду дополнительную эмоциональную окраску (К-Дж. Линкольн). Хендерсон эффектно использовал прием риффов, часто основанных на обыгрывании блюзовой гармонии и создающих большое нагнетание напряжения. Никто из аранжировщиков не смог использовать прием риффов столь же эффективно как в биг-бенде Хендерсона (Коллиер Дж. Линкольн «Становление джаза» с.190). Особенно высококачественные аранжировки — Хендерсона, в 30-е годы, принесли успех оркестру Б. Гудмену и предопределили дальнейший саунд его оркестра.
В оркестре Флетчера Хендерсона школу биг-бендового исполнительства проходили многие выдающиеся музыканты джаза. Среди них трубачи Луи Армстронг, Джо Смит, Бобби Стар, Рэкс Стюарт, Рой Элдридж, Рэд Аллен, Джо Томас, Эммет Бэрри; тромбонисты Чарли Грин, Джимми Гарисон, Дикки Уэлс, Джей Си Хиггинботом; альт-саксофонисты Дон Редмен (прославившийся и как аранжировщик, большинство аранжировок для оркестра писал он), Бенни Картер, Эдгар Симпсон, Хилтон Джефферсон, Рассел Прокоп; тенор-саксофонисты Коулмен Хоккинс, Лестер Янг, Бэн Уэбстер, Чу Бэрри. В оркестре также участвовали кларнетисты «Бастер» Бейли, Джерри Блейк; партию гитары и банджо исполняли Чарли Диксон, Кларенс Холлидей, Бернард Эдисон; басисты Боб Эскудеро, Джон Коул, Джон Кёрби, Израэль Кросби; исполнителями на ударных были Кайзер Маршалл, Сид Кэтлер, Уолтер Джонсон.(5. стр. 20)
Родился Флетчер Хендерсон в 1897 году (по другим источникам в 1898-м; 6, 144) в семье школьного учителя. На фортепиано начал играть с шести лет, однако хотел посвятить себя химии, но увлечение музыкой взяло в последствии верх. В начале своей карьеры работал в музыкальном издательстве пианистом-иллюстратором, демонстрируя покупателям различные пьесы, ноты которых имелись в продаже. Позже перешел в первую тогда фирму грамзаписи, где выполнял функции аккомпаниатора, а порой и руководителя оркестра, организовавшихся для звукозаписи .
В заключение можно сделать вывод, что если популяризации свинга в большей степени способствовали так называемые белые оркестры и и лидеры, то формирование жанра, стиля и манеры исполнительства исключительная заслуга черных биг-бендов. Также следует сказать, что такая тенденция в джазе будет сохранятся еще довольно долго, пока, с нашей точки зрение, белые музыканты не овладеют также как и черный, джазовой, и в большей степени негритянской, ладовой техникой исполнительства.