Джазовый словарь ArtMuz'Company
Когда мы знакомимся с какой-то темой, то встречаются неизвестные термины или слышимые где-то но дефиницию их точно не знаете. Или если вы что-то позабыли, а может вам стало интересно мнение другого специалиста джаза, то в самый раз «заглянуть» в джазовый словарь, который для вас подготовила Компания АртМуз.

На данный момент дефиниции джазовых понятий были взяты из дополнения джазографа В. Ю. Озерова к книге Саржант У. «Джаз: Генезис. Музыкальный язык. Эстетика», которое помогает читателям. На наш взгляд это одна из лучших трактовок джазовой терминологии, как для не специалистов в джазе, так и для исследователей и джазменов.

Далее мы будем расширять словарь, так что если у вас есть какие-то интересные комментарии, исследования или вы хотите развить дискуссию — милости просим, Компания АрМуз всегда за конструктивизм и повышение уровня теории и практики.

Джазовый словарь наиболее часто используемых терминов

  • Афро-кубинский джаз – это направление в джазе, развившееся во второй половине 40-х годов, соединяющее, как видно из названия, признаки джазовой музыки (добавим от себя свинга, би-бопа) с народной кубинской музыкой. Особо отличительный факт обусловленности данного явления не столько и не только художественными потребностями, как можно понять из текста выше упомянутых справочных статей, сколько социально-историческими условиями функционирования джазовой музыки сразу по окончании II-й мировой войны, когда в США начала кардинальным образом изменяться конъюнктура рынка, на которую повлияла волна прибывших после революции (переворота) 44-го года. Среди них было немало прекрасных музыкантов в частности исполнителей на ударных инструментах  (в частности Чано Позо, Мачито, Потэйто Валдес). Заметим, что они не являлись конкурентами традиционным джазовым барабанщикам – представителям так сказать джазовой кухни, то есть установки (состоящей:  из большого, малого барабаном + альт и бас-томы, большой тарелки и хай-хет) поскольку играли преимущественно на (бонгах, конгах, марáкасах, реко-реко и тимбалесе). Как следствие игру первых обозначают английским словом – drums, а вторых – percussion. Также подчеркнем тот факт, что традиционные ударники работают, как правило, с помощью палочек различных видов, а перкуссионисты, как правило, непосредственно руками (ладонями, пальцами). Иными словами в джазовом биг-бэнде произошло совмещение  drums и percussion приведшая ко всем заметному расширению ритм-группы, что на наш взгляд является производным и чрезвычайно важным к обновлению и обогащению ритмической основы джазовой музыки. Последний факт зафиксирован в выше указанной литературе. «Ритмы кубинской румбы и её последователей (болеро, гуараха, конго) были соединены в бопе собственно джазовой ритмикой, и сопровождались мелодико-гармоническими экспериментами … см. больше →
  • Брейк, брэйк (break – англ. прорыв, перелом, перерыв) – короткая мелодическая или ритмическая вставка, исполняемая солистом (реже – несколькими солистами) в дополнение к какому-либо разделу джазовой пьесы (обычно перед основными сольными эпизодами или перед заключительным коллективным исполнением темы…)
  • Бэкграунд (англ. backgroundфон, второй план) – термин, используемый в джазе для обозначения различных типов сопровождения ведущего голоса или сольной партии
  • Джаззинг, оджазирование классики (jazzing the classics) – интерпретация, обработка в джазовом духе тем или даже целиком взятых произведений, принадлежавших композиторам-классикам, а также джазовая имитация классической стилистики и т. д. <…> Традиция оджазирования классики возникла на самом раннем этапе истории джаза. Негритянские военные духовые оркестры получившие распространение в конце ХIХ – начале ХХ в., новоорлеанские марширующие оркестры, пианисты-рэгтаймеры нередко исполняли в синкопированной манере обработки классических произведений (см. также третье течение)
  • Джем-сешн (jam session – англ. буквально: случайная встреча, сборище) – импровизированные концерты, которые устраиваются джазменами в свободное время и на концерте. Такая традиционная творческая встреча джазовых музыкантов, собравшихся в свободное время всремя (чаще всего ночью) для свободного современного музицирования, обмена идеями или соревнования друг с другом в исполнительском мастерстве и в искусстве импровизации. Состав ансамблей, выступающих на джем-сешин, как правило, не определен заранее и может изменяться в процессе исполнительства. Случайный характер носит и программа таких «концертов», что исключает возможность предварительной подготовки музыкантов, репетиций, использования аранжировок. Традиция джем-сейшн существовала еще в начале ХХ в. у музыкантов новоорлеанского джаза и сохранилась до нашего времени. Джем-сейшн сыграл важную роль в разработке и развитии многих джазовых стилей».
  • Комбо / Combo (от англ. combination комбинация, сочетание) – Характерный тип камерного джазового ансамбля, утвердившийся в современном джазе. В отличие от биг-бэнда, в котором коллективное исполнение и секционное деление инструментов преобладает над солированием, комбо, как правило, представляет собой ансамбль солистов, импровизирующих в сопровождении ритм-группы» наглядные примеры →
  • Концертная музыка (лат. concertare – букв. спорить, состязаться, со-участвовать) <…> в широком смысле принято называть музыку, предназначенную для слушания, для восприятия и исполнения в условиях концерта, обладающую самостоятельной художественной ценностью в отличие от музыки прикладной, в которой содержание, форма и средства исполнения подчинены внемузыкальным практическим задачам (сопровождение трудовых процессов, обрядов, танцев и т. п.)»
  • Саунд (англ. soundзвучание) в джазе этим термином обозначается индивидуальное качество звучания отдельного инструмента или голоса, а также ансамбля или оркестра. Определяется способом звукоизвлечения, типом атаки звука, манерой интонирования, трактовкой тембров.
  • Свит-музыка (англ. sweet musicбукв. сладкая , приятная музыка) – понятие, характеризующее ряд стилевых разновидностей коммерческой развлекательной и танцевальной музыки с элементами джаза, а также комерциализированный джаз, предназначенный для удовлетворения вкусов и запросов аудитории популярной музыки. Термин свит-музыка ( в узком смысле) связан с практикой широко распространенных в 20-е и 30-е гг. нашего (ХХ-от себя) больших коммерческих оркестров, выступавших в респектабельных дансинг-холлах и отелях с танцевальным и песенным репертуаром сентиментального, чувственно-экзальтированного или элегического, иногда романтически-приподнятого характера. Свит-оркестры приглашались для участия в постановках мюзиклов и водевилей, в съемках музыкальных фильмов, разного рода эстрадно-развлекательных и театрализованных программах (шоу, ревю, варьете и т. п.) … см. больше →
  • Софистикэйтед-джаз (англ. sophisticatedискушенный, утонченный, сложный) – понятие, охватывающее собой интеллектуальные разновидности джаза, отличающиеся повышенной сложностью музыкального языка, формы, метроритмики, гармонии, тональной организации инструментовки и других выразительных средств, тенденцией к утверждению приоритета композиции и аранжировки над импровизацией, к синтезу негритянской и европейской музыкальных культур, к модернизации джазовой стилистике <…> связана с частичной утратой самобытности и аутентичности традиционной негритянской культурой вследствие ее приспосабливания к новым условиям существования.
  • Сузафон (sousaphon) – медный духовой басовый инструмент из семейства бюгельгорнов, родственный геликону. Изобретен американским капельмейстером, композитором (автором многочисленных маршей, вальсов, песен, оперетт) и скрипачом португальско-немецкого происхождения Джоном Фолиппом Сузой (1854 – 1932).
  • Тин-Пэн-Элли / Tin Pan Alley (англ.-амер. букв. аллея луженых кастрюль) – Уничижительное прозвище комплекса коммерческих издательских фирм США выпускающих развлекательную продукцию, а также собирательное название всей американской коммерческой индустрии» [Сар-жент«Джаз…с. 222]
  • Третье течение / Third stream – Термин введен в 1959 г. применительно к стилевому направлению в современной музыки связанной с экспериментами в области синтеза джаза и академического музыкального искусства (подразумеваемых под первым и вторым течениями) (см. также джаззинг ↑)
    Эра джаза, или золотой век джаза <…> Скотт Фитцжеральд в книге Tales of the Jazz Age (1922).
Продолжение следует…

Литература


  1. Словарь джазовых, музыкальных терминов В. Ю. Озерова к книге Саржант У. «Джаз: Генезис. Музыкальный язык. Эстетика»