Состав Кинга Оливера с Луи Армстронгом в период новоорлеанского стиля традиционного джаза
Понятие классический джаз следует рассматривать с двух сторон. С одной стороны под классическим джазом подразумевается определенная временная эпоха, имевшая место в истории существования этой культуры. С другой, как и во всех словосочетания связанных со словом классический — это применимо как некому творению основного, нерушимого качества, стиля и т. д. Начнем со второго.

Слово классический во всех словарях имеет в корне одинаковую трактовку. От латинского classicum – первоклассный, образцовый, и применительно к любой форме творчества можно продолжить: «созданный классиком, совершенный, признанный образцовым» [4, 230]. Что касается непосредственно музыки, так это – «музыкальные произведения, отвечающие самым высоким художественным требованиям, сочетая глубину, содержательность, идейность с совершенством форм, выдержавшие «проверку временем» и вошедшие сокровищницу мирового музыкального искусства» [5,80].

Классический джаз на заре ХХ ст., дефиниции понятий, терминология, классификация

Изначально термин джаз употреблялся в обобщенной форме и имел жаргонный оттенок. Преимущественно это были словосочетания связанные с формой исполнительства — «джаз бэнд». Но со временем он четко определился, как музыкальный жанр. Во многих словарях слово джаз не только имеет одинаковое значение, но и одинаковую трактовку.  Словарь иностранных слов: «Джаз – род профессионального музыкального искусства, сложившийся на рубеже 19 – 20 вв. в результате синтеза европейской и африканской музыкальной культуры и утвердившийся, прежде всего в негритянской среде в США» [4, 158]. Точно так же, за исключением одного слова — вместо  негритянской употребляется негров, в словаре В. Симоненко «Лексикон джаза» и иная последовательность словосочетаний, но с одинаково выдержанной мыслью, в словаре «Музычна эстрада» В. Откидач.

Следуя дальше, можно заметить, что превалирует одна точка зрения: «Характерными чертами джаза являются импровизационное начало, специфическое звукоизвлечение на музыкальных инструментах, отличная от академической музыки фразировка, а также сложная многоплановая ритмическая структура и интонационный строй, допускающий дополнения от темперации» [3, 36].

Периоды классического джаза и дефиниции понятий


Разделение джаза на временные периоды имеет тенденцию к единству мысли, но с несколько разной трактовкой. В. Симоненко условно делит джаз на традиционный джаз, период свинга  и современный джаз [3, 37]. Примерно такую же точку зрения высказывает и Дж. Коллиер в «Становлении джаза», разделяя джаз на: классический, эру свинга и современный.  В. Откидач  в своем словаре «Музычна эстрада» определяет два периода: В русле так называемого классического и современного джаза [2,116]. отметим Ю. Панасье, который считает, что  история подлинного джаза заканчивается с «эрой свинга», тем самым, сужая временные границы и разделяя его только на стили.

Джаз-бэнд традиционного ньюорлеанского джаза известного корнестиста «Кинга» Оливера с трубачом Луи Армстронгом. Традиционный джаз (traditional jazz) – название ранних стилей джаза – новоорлеанского и диксиленда» [3, 86]. В той же книги Симоненко дает определение классическому джазу: «Классический джаз (classic jazz) – период в истории развития традиционного джаза. К классическому джазу относятся: новоорлеанский стиль, диксиленд и чикагский стиль»[3, 51]. Если сопоставить получается весьма запутанные и непонятные пояснения.

Традиционный джаз В. Симоненко трактует, как «название ранних стилей джаза» (с. 86), в то же время классический джаз, как «период в истории развития» [3, 51], но не понятно, почему все того же «традиционного джаза», упоминая при этом два раза те же самые стили, с добавлением лишь еще одного – «чикагского». Пояснением этому может быть высказывания Е. Овчинникова в своей монограмме «История джаза»: «Классический джаз вместе с некоторыми его архаическими разновидностями обозначают термином традиционный джаз (tradition jazz)» [1, 117]. Теперь становится ясно, что один и тот же период имеет два названия. Следовательно, джаз мы разделим на три периода – Классический (или традиционный) джаз, эра (или эпоха) свинга и современный джаз.

См. продолжение Классический джаз: новоарлеанский, чикагский стили — 2 часть 

Использованная литература:


  1. Овчинников Е. В. История джаза Выпуск 1 – М.; Музыка, 1994. – 240 с.
  2. Откидач В. Музична естрада: Словник – Харків.; Видавець І. В. Якубенко, 2004.– 445 с. 445
  3. Симоненко В. Лексикон джаза – К.; Муз. Україна, 1981. – 112 с.
  4. Словарь иностранных слов / 14-е изд., испр. – М.; Русский язык, 1987. – 608 с.
  5. Юцевич Ю. Словарь музыкальных терминов – К.; Муз. Україна, 1988. – 263 с.