Начало в Классический джаз: дефиниции понятий, терминология, периоды становления — 1 часть
«
Новоорлеанский джаз (New Orleans Jazz) – исторически первый стиль джаза. Развился на рубеже ХI – XX вв. на Юге США, центром которого является портовый город, расположенный в дельте реки Миссисипи – Новый Орлеан (штат Луизиана), откуда и происходит название стиля» [3, 59].
«Новоорлеанский стиль» связывают, прежде всего, с возникновением развитых инструментально-ансамблиевых форм негритянского музицирования, которые пришли на смену вокально-фольклорным жанрам с примитивным инструментальным сопровождением.
Новоорлеанский стиль
Для новоорлеанского джаза характерна коллективная импровизация, где главную партию исполняет корнет на фоне басовой функции тромбона, а кларнет «обвивает» их орнаментальными переплетениями» [2, 267-268]. То есть явные признаки полифонической фактуры у сольных инструментов, в противостоянии ритмической пульсации ритм группы (банджо, тубе и ударным).
«Первоначально в аккомпанементе акцентировались 1-я и 3-я доли такта».
«Со временем акценты сместились на 2-ю и 4-ю доли такта. Гармонический язык новоорлеанского джаза прост и использует главным образом трезвучия» [3, 59].
Чикагский стиль и его особенности
С «уничтожением» в 1917 году квартала Сторвилл в Новом Орлеане, основного места жизнедеятельности джаза, происходит массовое переселение черных музыкантов в поисках работы на север страны, «благодаря чему чикагские белые музыканты познакомились с новоорлеанским джазом и со временем подвергли его трансформации» [3, 101]. Так возникает другой стиль – Чикагский джаз (Chicago jazz).
«…развившийся в начале 20-х гг. в Чикаго и впоследствии распространившийся на Севере США. В чикагском джазе коллективная импровизация, характерная для новоорлеанского стиля, уступила место гомофонному принципу и сольной импровизации.
Смелее вводилась аранжировка, более длинными стали сольные партии» [3, 101], «Произошли так же изменения в ритмике: вместо 1-й 3-й долей такта стали акцентировать 2-ю и 4-ю» [3, 102].
Изменяется состав оркестра: вместо корнета стала использоваться труба, гитара заменила банджо и контрабас тубу.
Позже появился саксофон и фортепиано, расширился репертуар, тем самым отмечается яркая тенденция к прогрессу.
Продолжение в Классический джаз: диксиленды (dixieland), "белые" джаз-бэнды - 3 часть
Примеры джаз-бэндов новоорлеанского и чикагского стилей классического джаза
Использованная литература:
- Овчинников Е. В. История джаза Выпуск 1 – М.; Музыка, 1994. – 240 с.
- Откидач В. Музична естрада: Словник – Харків.; Видавець І. В. Якубенко, 2004.– 445 с. 445
- Симоненко В. Лексикон джаза – К.; Муз. Україна, 1981. – 112 с.
- Словарь иностранных слов / 14-е изд., испр. – М.; Русский язык, 1987. – 608 с.
- Юцевич Ю. Словарь музыкальных терминов – К.; Муз. Україна, 1988. – 263 с.