Жанр как социальное явление отразил новый тип соотношения творчества и восприятия. Вследствие этого произошла коррекции в жанровом содержании вновь создаваемых музыкальных произведений.
Каждая из жанровых сфер (и камерно-инструментальная музыка, в частности) получила дополнительный импульс благодаря различным факторам:
- разнообразным жанровым взаимодействиям,
- внутренней дифференциации,
- изменениям фоносферы социума
- художественных задач, поставленных перед композиторами.
В настоящее время существует достаточно большое количество произведений, носящих это жанровое «имя». Анализ каждого из них даёт основание для выявления определённых закономерностей, свойственных данной жанровой группе в целом и обусловленных воздействием различных культурно-стилевых тенденций, а затем — для типологической систематизации.
Проблема трактовки жанра сонаты в связи с обновлением типичных параметров художественного целого широко разрабатывается в современном музыкознании. В то же время сонаты для саксофона ещё не стали объектом пристального исследовательского внимания.
Осмысление процессов, происходящих в данной области, позволяет установить место каждого из сочинений в системе культурно-стилевых отношений, выявить обусловленность трансформации жанра, и тем самым направить внимание исполнителей па раскрытие содержащихся в них глубинных художественных смыслов. Таким образом, цель данной статьи — проследить взаимосвязи сонаты для саксофона с различными стилевыми явлениями музыкальной культуры XX века.
Как известно, восприятие современного слушателя неизбежно соотносит каждое новое произведение с усвоенной ранее системой музыкального языка. Благодаря этому происходит дифференциация на знакомое, легко воспринимающееся и новое, требующее осмысления. Кроме того, возникающие ассоциации служат основой для соотнесения новой музыкальной информации с определённым стилевой эпохой. Поэтому рассмотрение особенностей функционирования жанра сонаты для саксофона и создание её типологии должно сочетать как выявление общих, так и индивидуальных черт.
К инвариантным признакам жанра сонаты можно отнести:
- его инструментальную природу и камерно-исполнительский состав;
- трехчастность циклической структуры (в большинстве случаев) построенной по принципу «быстро-медленно-быстро», которая отражает контрастное сопряжение нескольких образных сфер (действенная-лирическая-танцевальная), что в целом образует художественную целостность;
- сонатную форму в первой части, вытекающую из её драматической функции в цикле.
Этот жанровый комплекс служит важным фактором, отличающемся по типу от пьесы, этюда, сюиты или концерта. Вместе с тем следует отметить открытость жанра к нововведениям, к ассимиляции в нём различных стилевых и иножанровых воздействий, наиболее проявившихся в последний период эволюции. Сложившись на протяжении длительного времени, инвариантный комплекс в каждую из эпох получал специфическое претворение в зависимости от стилевых закономерностей (в частности, функциональная нагрузка частей, композиционное строение и т. д.).
В соответствии с вышесказанным были выделены следующие типы сонат:
- с ориентацией на академические стили предшествующих эпох (барокко, классицизм, романтизм);
- с опорой на джазовую стилистику;
- творческо-экспериментальные сонаты.