Научная стать кандидата искусствоведческих наук, старшего преподавателя ДГМУ им. С. С. Прокофьева А. Понькиной – “Соната для саксофона в контексте культурно-стилевых тенденций ХХ века”, из сборника «Музичне містецтво: Збірка наукових статей». – Донецьк: ТОВ «Юго-Восток, Лтд», 2007. – Вип. 7. – С. 108 – 117. Публикация автора.
[pullquote style=”left”]Соната, настоящая, хорошая соната – не есть ни схема, ни конструкция, ни форма даже, и метод мышления музыкой, впрочем, и не метод, пожалуй, а качество музыки как мышления» (Б. Асафьев).[/pullquote] [Соната для саксофона #1: признаки, история возникновения и проблемы жанра Музыкальная жанровая система в XX веке обладает сложным характером взаимодействия традиционных, обновлённых и новых структур. Её развитие было обусловлено изменениями культурно-стилистических тенденций, присущих новому времени.

Жанр как социальное явление отразил новый тип соотношения творчества и восприятия. Вследствие этого произошла коррекции в жанровом содержании вновь создаваемых музыкальных произведений.

Каждая из жанровых сфер (и камерно-инструментальная музыка, в частности) получила дополнительный импульс благодаря различным факторам:

  1. разнообразным жанровым взаимодействиям,
  2. внутренней дифференциации,
  3. изменениям фоносферы социума
  4. художественных задач, поставленных перед композиторами.
Соната для саксофона , возникнув во второй половине XIX века как результат тембрового экспериментирования, затронувшего все жанровые сферы, к концу XX века формируется в отдельную, самостоятельную разновидность.

В настоящее время существует достаточно большое количество произведений, носящих это жанровое «имя». Анализ каждого из них даёт основание для выявления определённых закономерностей, свойственных данной жанровой группе в целом и обусловленных воздействием различных культурно-стилевых тенденций, а затем — для типологической систематизации.

Проблема трактовки жанра сонаты в связи с обновлением типичных параметров художественного целого широко разрабатывается в современном музыкознании. В то же время сонаты для саксофона ещё не стали объектом пристального исследовательского внимания.

Осмысление процессов, происходящих в данной области, позволяет установить место каждого из сочинений в системе культурно-стилевых отношений, выявить обусловленность трансформации жанра, и тем самым направить внимание исполнителей па раскрытие содержащихся в них глубинных художественных смыслов. Таким образом, цель данной статьи — проследить взаимосвязи сонаты для саксофона с различными стилевыми явлениями музыкальной культуры XX века.

Языковое многообразие современной музыки, и саксофонной сонаты в частности, тем не менее, имеет достаточно ясно выраженные стилевые ориентиры. Отталкиваясь от них, можно установить несколько групп сочинений, отличающихся по характеру преломления в них тех или иных культурно-стилевых тенденций.

Как известно, восприятие современного слушателя неизбежно соотносит каждое новое произведение с усвоенной ранее системой музыкального языка. Благодаря этому происходит дифференциация на знакомое, легко воспринимающееся и новое, требующее осмысления. Кроме того, возникающие ассоциации служат основой для соотнесения новой музыкальной информации с определённым стилевой эпохой. Поэтому рассмотрение особенностей функционирования жанра сонаты для саксофона и создание её типологии должно сочетать как выявление общих, так и индивидуальных черт.

К инвариантным признакам жанра сонаты можно отнести:

  • его инструментальную природу и камерно-исполнительский состав;
  • трехчастность циклической структуры (в большинстве случаев) построенной по принципу «быстро-медленно-быстро», которая отражает контрастное сопряжение нескольких образных сфер (действенная-лирическая-танцевальная), что в целом образует художественную целостность;
  • сонатную форму в первой части, вытекающую из её драматической функции в цикле.

Этот жанровый комплекс служит важным фактором, отличающемся по типу от пьесы, этюда, сюиты или концерта. Вместе с тем следует отметить открытость жанра к нововведениям, к ассимиляции в нём различных стилевых и иножанровых воздействий, наи­более проявившихся в последний период эволюции. Сложившись на протяжении длительного времени, инвариантный комплекс в каждую из эпох получал специфическое претворение в зависимости от стилевых закономерностей (в частности, функциональная на­грузка частей, композиционное строение и т. д.).

Сонаты для саксофона — исторически более поздняя разновидность жанра. Однако в них четко прослеживается опора на инвариантные законы жанра, что в целом отражает жанровую стабильность, В то же время сочинения композиторов различных национальных школ демонстрируют значительную стилистическую мобильность, ориентацию музыкального языка сочинений на определённую культурно-стилевую модель.

В соответствии с вышесказанным были выделены следующие типы сонат:

  • с ориентацией на академические стили предшествующих эпох (барокко, классицизм, романтизм);
  • с опорой на джазовую стилистику;
  • творческо-экспериментальные сонаты.