Биг-бэнд кларнетиста Бенни Гудмена - начало эры свинга
Общеизвестным фактом является заметная роль джаза в североамериканской и европейской культуре первой половине ХХ-го столетия [1;2;3;4; – согласно библиографии в конце статьи]. Возникнув в южных районах США, в начале ХХ-го века, этот жанр довольно быстро распространился по всей ее территории, а по окончании первой мировой войны «завоевал» и старый свет. Этот процесс происходил довольно быстро, в частности в свете исторической ретроспективы и «одновременно» в различных стилевых формах. Первая из них, определившись в практике, прежде всего нью-орлеанская музыка получила и соответствующее название – Нью-Орлеанский стиль. Параллельно возникли и иные ее обозначения, в частности «диксиленд». По прошествии ряда лет, когда история жанра репрезентировалась несколькими стилевыми направлениями по отношению к первому из них, стали применять понятия «традиционный джаз». После 1918 года этот стиль стал распространяться по остальной части Америки и в частности на севере и востоке страны, что привело к возникновению, как тождественных ему направлений («чикагский стиль»), так и несколько отличные («симфоджаз»).

История становления биг-бэнд

Поступательное развитие джаза было нарушено на рубеже 20-х – 30-х годов вследствие разразившегося глубочайшего финансового экономического кризиса, быстроприобредшего мировой характер. По окончании его в 1932 году сложилась совершенно иная ситуация, что нашло отражение в последствии в терминологическом ее определении – «эрой биг-бэндов». Именно она и будет рассмотрена в рамках данной статьи, в аспекте наиболее культивируемой формы.Как видно из названия данной стилевой эпохи в качестве таковой выступает «большой оркестр».

Для понимания сущности данной формы джазового музицирования необходимо напомнить, что традиционный джаз оркестр, сформировавшийся еще в начале века и получивший название «jazz-band» включал обычно пять, семь инструментов, составлявших две различные по своим функциям группы: солирующую (труба, кларнет, тромбон) и аккомпанирующую (барабан, банджо, туба, фортепиано). Порой допускались замены некоторых из перечисленных, в частности вместо кларнета – сопрано-саксофон, банджо — гитара, тубы – контрабас, фортепиано – аккордеон. Именно этот оркестр и «подвергся» расширению в интересующую нас эпоху: если ритм-группа сохранилась в прежнем составе, то остальные солирующие инструменты дублировались трех-пятикратно, при этом в американской практике допускались порой значительные отклонения от перечисленного типового состава (к примеру, оркестр Кути Уильямса, имел: шесть труб, один тромбон при полном отсутствии саксофонов; в свою очередь коллектив Вуди Германа давал максимум саксофонов (пять). Видимо это обуславливалось соответствующей специализацией руководителя ансамбля). Метаморфозы происшедшие с джазовым оркестром никоим образом не объясняют в существующей литературе, представая перед читателем в качестве некой данности. На наш взгляд, они во многом определены изменениями происшедшими в джазовой практике, при чем не только улучшившейся финансовой конъюнктуры [2,145;4,199], но и видоизменением условий музицирования, выразившихся в увеличении размеров концертных площадок для выступления. (Замечены также биг-бэнды и в стадионных концертах).

Биг-бэнд пианиста Каунта Бейси - создателя многих особенностей свинга

Ближе к концу 30-х годов джаз оркестры начинают совмещать игру в ресторанах, дансингах с выступлениями в концертных залах, причем довольно объемных. Своеобразным знаком начавшегося процесса послужило выступление биг-бэнда Бенни Гудмена в известном Нью-йоркском Карнеги-Холл в 1938 году. Теперь именно необходимость «освоить» данное пространство и вызвало к жизни столь резкое расширение состава оркестра (не будем забывать о том, что так называемая усиливающая аппаратура начинает внедряться лишь в конце 30-х годов, да и то преимущественно в целях «помочь» вокалисту в деле его соотношения – баланса с оркестром. Думается, «механическая», до некоторой степени изменения инструментального состава было плодотворным шагом на пути восстановления традиций жанра, во многом нарушенных из-за упоминавшегося кризиса, ибо позволяло использовать накопленный опыт к этому времени музыкантами старшего поколения. – Неслучайно некоторые коллективы воспринимались в качестве расширенных диксилендов.

Начало золотой эры джаза «эпоха свинга»


«Первые биг-бэнды, разрабатывающие стиль свинг, еще продолжали идти по пути, намеченному такими расширенными диксилендами, лишь несколько упорядочивая исполнение использованием аранжировок» [4,163]. Разумеется, новая, исходившая из количества инструментов, форма джазового музицирования постепенно выработала и свои собственные нормативы, служившие надежным ориентиром на протяжении данной стилевой эпохи 30-е – 50-е годы, да и теперь, как показывает сегодняшняя практика, сохраняющая определенную актуальность.

Итак, золотым временем или вершиной в становлении биг-бэндов считаются 30-е – 40-е годы, точнее «с 1935 по 1945 год» [4, 187]. В этот период оркестры функционируют согласно расовому принципу, т. е. отдельно состоящие из белых музыкантов и, соответственно, черных. Только в 40-е годы начинают появляться смешанные по составу коллективы. Это разделение нашло выражение и в отличиях в репертуаре, аранжировках, манере исполнения.

Продолжение в Big Band как классическая форма джазового музицирования: "Белые коллективы" - 2 

Библиография


  1. Коллиер Дж. — Л. Луи Армстронг – Американский гений / Дж. – Л. Коллиер – М.; Радуга, 1987. – 424 с.
  2. Коллиер Дж. — Л. Становление джаза / Дж. — Л. Коллиер – М.; Радуга, 1984. – 392 с.
  3. Конен В. Рождение джаза / В. Конен / Издание 2-е – М.; Сов. Композитор, 1990. – 320 с.
  4. Овчинников Е. В. История джаза / Е. В. Овчинников / Выпуск 1 – М.; Музыка, 1994. – 240 с.
  5. Откидач В. Музична естрада: Словник / В. Откидач – Харків.; (?), 2004.– 445 с. 445
  6. Панасье Ю. История подлинного джаза / Ю. Панасье – Ленинградское отд.; Музыка, 1978. – 128 с.
  7. Симоненко В. Лексикон джаза / В. Симоненко – К.; Муз. Україна, 1981. – 112 с.
  8. Словарь иностранных слов / 14-е изд., испр. – М.; Русский язык, 1987. – 608 с.
  9. Фейертаг В. Джаз. ХХ век. Энциклопедический справочник / В. Фейертаг – СПб.; Скифия, 2001. – 564 с.